Мартин Селигман выдвинул идею о выученной беспомощности как элементе депрессии. Феномен выученной беспомощности был изучен на животных, которых обучали избегающему поведению. Селигман установил, что животные, оказавшись в ситуациях, когда они больше не могут избежать повреждений или наказания, становятся невосприимчивыми, или "беспомощными". У человека можно провести аналогию при обстоятельствах, когда он не может предотвратить неблагоприятные внешние события. У человека возникает пассивность, чувство отчаяния и безнадежности. Предполагается, что этот паттерн может со временем привести к стойкому дефициту нейромедиаторов и гормонов, с которыми связывается возникновение и сохранение депрессивных расстройств.
Левинзон разработал теорию обусловленного обстоятельствами положительного подкрепления реакции
и выдвинул гипотезу о том, что депрессия у людей развивается из-за ощущения ими недостатка положительного подкрепления поведения. Причиной этому может быть недостаток социальных навыков, которые необходимы для положительного подкрепления, бедность окружающей среды такого рода подкреплениями или из-за малого набора стимулов, которые человек считает для себя положительными. Исследования нормальных людей подтверждают эти положения. Однако эта теория не позволяет объяснить более тяжелые состояния при депрессивных расстройствах, поэтому остается открытым вопрос о причинно-следственных связях депрессии и такого поведения.