Все описанные в предыдущей главе изменения личности, как правило, свойственны больным, у которых дебют болезни начался в детском возрасте, так как его психические функции развивались в условиях болезни. К тому же, чем на более ранний возраст приходится дебют, тем более ярко проявляются изменения.
Микадзе Ю.В. приводит сгруппированные Л.О. Бадаляном причины, приводящие к патологическим состояниям. Это перинатальные поражения нервной системы (инфекции, повреждения вследствие акушерских манипуляций, средовые воздействия в виде экологических факторов), наследственные заболевания нервной системы, инфекционной заболевание нервной системы, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга и эпилепсия. Разнообразие этих факторов можно в целом разделить на врожденные и средовые факторы органического и неорганического происхождения.
Психические функции детей и их отклонения следует рассматривать в связи с состоянием формирующихся речевой и перцептивной сфер ребенка. Это связано с тем, что эти сферы латерализуются по доминантности в левом и правом полушариях. К тому же, формирование перцептивной сферы связано с афферентной составляющей функциональных систем организма, а речь как высшая регуляция психической деятельности - с эфферентной. (Микадзе, 2008)
Э.Г. Симерницкая одна из первых в отечественной нейропсихологии провела обследование детей нейропсихологическими методами, которое было ориентировано на развитие этих двух сфер. В результате на материале 300 исследований была установлена функциональная неравнозначность различных мозговых структур для проявления различных психических функций.