Внимание к этическим вопросам неизменно сопутствует медицинской науке и практике на протяжении всей истории их существования. Однако в последние годы оно особенно обострено в связи с развитием интенсивной терапии, клинической трансплантации органов и тканей, репродуктивных технологий, медицинской генетики и т. п.
Со времен Гиппократа к основным этическим понятиям относятся: долг, человеколюбие, любовь к своей профессии. С нашей точки зрения, нет ничего более неизменного, чем эти понятия врачебной этики. Изменение, или "трансформация" этих понятий, будет означать лишь одно - катастрофическое вырождение медицины, потерю кардинальной ориентации в решениях и действиях врача на "благо" и "добро". Как правило, эта потеря проявляется не в форме прямого нигилистического отказа от "добра", а в форме трансформации понятия "добро", в ходе которой оно наполняется вполне конкретным смыслом "частного интереса" весьма ограниченной группы людей. С нашей точки зрения, в современной медицинской литературе, посвященной, к примеру, этическим проблемам клинической трансплантации органов и тканей человека, все большее распространение получает эта весьма опасная тенденция, отдающая приоритет "частному интересу" над "добром" как "универсальным благом".
Этика является системой знания о человеческих взаимоотношениях. Понятие "доброе действие", "добро" под углом зрения этого определения весьма конкретно: оно предполагает учет воли и интересов всех участников взаимодействия и взаимоотношения. Специфика "этического" в трансплантации заключается в наличии трехсторонних отношений: реципиент - донор - врач. Информированное согласие на трансплантацию необходимо иметь не только от реципиента, но и от донора, который при жизни дал свое согласие на донорское использование своего тела после смерти. Это согласие или несогласие необходимо выполнять. В этом заключается уважение к человеческой личности, которое не ограничивается относительным временем жизнеспособности тела, но заключается в способности сохранения памяти о воле, желаниях, идеях, мыслей личности.
Признаком развитого общества является нравственная неспособность врачей нарушить право человека на волеизъявление и на согласие в любой форме: или украдкой, или лишь предполагая наличие согласия, или допуская в качестве руководящей и все оправдывающей идеи демагогическое суждение - "смерть служит продлению жизни". Продлению жизни человека служит осознанная, а не предполагаемая воля другого человека спасти человеческую жизнь. Именно такая нравственная воля, отражаясь в гражданском законодательстве, может стать преградой на пути не только к предполагаемым, но и реальным нравственным и юридическим преступлениям, которые вызываются "к жизни" и являются неизбежным следствием "существенных трансформаций" понятий морали и этики.
- Моральные проблемы пересадки органов и тканей от трупов
- История трансплантации
- Этико-правовые принципы трансплантации человеческих органов
- Либеральная позиция
- Консервативная позиция
- Моральные проблемы трансплантологии