Актуальность.
Расстройства речи у взрослых - это распад уже сложившейся речи у взрослых, вызванный различными заболеваниями. Причинами расстройств речи у взрослых людей могут быть: инсульт, динамические нарушения кровообращения, травма головы, опухоли, медленно протекающие нервно-психические заболевания, характеризующиеся слабоумием.
Однако дефекты речи могут формироваться и позже как следствие физического и психического переутомления, продолжительных голосовых нагрузок, различных заболеваний и физических травм.
Как правило, люди редко имеют совершенные, не требующие корректировки, речевые данные. Причины отклонений от нормы бывают органическими и функциональными. К органическим относятся серьезные анатомо-физиологические нарушения механизма речи. Это несовершенство строения языка (укороченная подъязычная связка, массивный язык и др.), недостатки зубочелюстной системы (открытый передний или открытый боковой прикус, слишком выдвинутая вперед верхняя или нижняя челюсть, несовершенство строения небной занавески и т.д.). Функциональные причины характеризуются нормальным физиологическим строением речевых механизмов и могут проявляться в нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Тяжелые формы функциональных речевых нарушений так же трудно исправимы, как и органические.
Нарушения произносительной стороны речи многообразны. Можно разделить их на группы в зависимости от страдающего звена. Это дефекты: звукопроизношения (дислалии, дизартрии), голоса (дисфонии), темпоритмической стороны речи (ускоренный темп - тахилалия, замедленный темп - брадилалия, заикание) Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях.
Согласно статистике, количество речевых нарушений имеет тенденцию к увеличению. Так, например, в 90-е годы в стране число людей, страдающих заиканием, превысило 5 млн. человек.
Расстройства речи в нейрореабилитационной клинике могут быть связаны не только с афазией, но и с псевдоафазией, возникающей при поражении подкорковых областей доминантного полушария без непосредственного повреждения коры мозга. В российской литературе ее обозначают термином "подкорковая афазия". Характерен смешанный характер речевых расстройств (сенсомоторные нарушения и быстрый темп восстановления).
Нарушение устной и письменной речи часто встречается у больных с инсультом. Эти два понятия не являются синонимами, так как чтение и письмо- в равной степени важные речевые функции.
Начиная с 40-х годов XX столетия, возникает новое представление об афазии в связи с появлением новой науки- нейропсихологии. Основоположник данного направления А.Р. Лурия впервые перешел от простого описания афазии, характерного для классической неврологии XIX века, к ее анализу и квалификации дефекта.
У взрослых можно говорить о самокоррекции. Без самостоятельной работы, без проявления личной заинтересованности, активности и инициативы самих обучаемых высоких результатов достичь невозможно.
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что работе по коррекции речи должно уделяться все большее внимание, что определяет актуальность данной курсовой работы.
Цель работы
. Изучить особенности речевых нарушений у взрослых.
Задачи работы
. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие речевого нарушения;
выявить основные причины речевых нарушений;
дать краткий обзор основных речевых нарушений у взрослых и определить направления их коррекции;
изучить приемы диагностики периферических нарушений речи у взрослых.
Предметом исследования
в данной курсовой работе выступает нарушения речи.
Объектом
- причины возникновения речевых нарушений у взрослых.
Степень разработанности темы
. Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушении у взрослых, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др. Тем не менее, и здесь много нерешенного. При написании этой работы использовались исследования Большаковой С.Е., Краузе Е.Н., Поляковой М.А. и др.
Структура работы
обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка используемой литературы.
1.
- Понятие речевого нарушения
- Этиология и патогенез речевых нарушений
- Особенности речевых нарушений у взрослых