M-bibirevo.ru

Лечение острых болезней

Врачевание Древнего Египта

Библиотека Ашурбанипала содержала собрание заклинаний и описания обрядовых действий под общим названием «Когда в дом больного заклинатель идет». Иногда в процессе обряда врачевания делали из глины или воска статуэтку, изображавшую больного или «преследовавших» его призраков. Важную роль в обрядах играли магические круги, которые врач очерчивал вокруг больного, магические числа (3 раза, 7 капель и т.д.), предсказание критических дней выздоровления («его болезнь уйдет», «он поправится и будет жить») или обострения болезни.

Если у врача не было надежды на выздоровление больного, он удалялся, не начиная лечения, следуя предостережению: «Этот человек под опасным влиянием, не приближайся, к нему». Возможно, это связано с первыми представлениями о заразных болезнях. Вот пример такого неблагоприятного прогноза: «Если человек так страдает от желтухи, что его болезнь дошла до центра глаз . этот человек болен, весь болен, он протянет недолго и умрёт». В таких случаях врач «не протягивал своей руки» (это выражение впоследствии перешло в греческую медицину). В медицинских заклинаниях часто упоминаются имена богов. Вот заклинание против зубной боли. Болезни и разрушение зубов вавилоняне объясняли наличием червя, который поселился и растет в зубе.

«Когда бог Ану создал Небо,

Небо создало Землю,

Земля создала реки,

Реки создали каналы,

Каналы создали ил,

Ил создал червя.

И пошел червь, при виде Солнца он заплакал,

Перед лицом бога Эа пришли его слезы:

«Что дашь ты мне для моей еды?

Что дашь ты мне для моего питья»

«Я даю тебе дерево, которое гнило,

И плоды этого дерева».

«Что мне гнилое дерево и плоды этого дерева?

Дай мне гнездиться внутри зуба.

Его дупло дай мне в жилище.

Из зуба высосу я его кровь».

«Так как ты сказал это, червь,

То пусть побьет тебя бог Эа силою рук своих.

Это будет заговором против зубной боли.

При этом измельчи листья белены

И замеси с древесной смолой.

Это ты засунь в зуб и трижды повтори этот заговор»

В медицине Месопотамии сохранению зубов придавали большое значение. «Если кто выбъет зуб у равного себе, то и ему следует выбить зуб» гласят законы Хаммурапи. К заболевшим зубам и деснам прикладывали пасты и растворы, которые снимали боль и способствовали выздоровлению.

Исторические параллели:

Обратим внимание на первую часть заклинания, где говорится о зарождении жизни в воде: «небо создало реки, реки создали каналы, каналы создали ил, ил создал червя». Такие представления были свойственны древним, культурам разных народов. Шумеро-вавилонские и египетские предания повествуют о первоначальном состоянии Вселенной в виде водной бездны, в которой впервые появились разумные существа с телом рыбы. Мифы Древнего Китая рассказывают о первых жителях Земли, похожих на людей-рыб. Лица у них были человечьи, а туловища рыбьи. Они имели крылья и поэтому могли передвигаться не только в воде, но и в облаках. В вавилонском мифе о Гилъгамеше его предки, обитающие в царстве мертвых, удивлялись виду его рук, не имеющих перепонок между пальцами.

Кроме того, в этом клинописном тексте заклинания отражено одно из самых ранних представлений о «самозарождении» насекомых и мелких животных из влажного ила: «ил создал червя». Такие взгляды сохранялись в медицине и биологии тысячи лет.